Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим,
что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в
политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и
пренебречь при наличии благой цели.
В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества:
отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом
устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.
Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.
Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности,
что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во
главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким
образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении
моральных норм и политической целесообразности
Автор идеи о всеобщей воинской обязанности— в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии.
Макиавелли противопоставлял античную доблесть христианскому смирению.
В последнем он видел зло, делающее мир слабым и отдающее его во власть
не встречающим сопротивления негодяям.
|