Лао-Цзы
(Старый Младенец, Мудрый Старец), древнекитайский
философ VI-V веков до н. э., один из основателей течения даосизма, автор
трактата «Дао Дэ Цзин» («Канон Пути и благодати», другое название «Три
телеги» - написанный на бамбуке занимал три телеги). Центральной идеей
философии Лао Цзы была идея двух первоначал - Дао и Дэ. Слово «Дао» или
«Тао» на китайском языке буквально означает «путь»; но в этой
философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое
содержание. «Дао» означает не только путь, но и суть вещей и тотального
бытия вселенной. Само понятие «дао» можно толковать и материалистически:
дао - это природа, объективный мир. Одним из сложнейших в китайской
традиции выступает понятие Дэ. С одной стороны, Дэ - есть то, что питает
Дао, делает его возможным (вариант из противоположности: Дао питает Дэ,
Дао - безгранично, Дэ - определено). Это некая универсальная сила,
принцип, с помощью которого Дао-путь вещей может состояться. Это также
метод, с помощью которого можно практиковать и соответствовать Дао. Дэ -
принцип, способ бытия. Это и возможность правильного накопления
жизненной энергии, ци. Дэ - искусство правильно распорядиться жизненной
энергией, правильное поведение. Но Дэ - не мораль в узком понимании. Дэ
выходит за рамки здравого смысла, побуждая человека высвобождать
жизненную силу из пут повседневности. К понятию Дэ близко даосское
учение об У-вэй, недеянии. Непостижимое Дэ - это то, что наполняет форму
вещей, но происходит оно из Дао. Дао - это то, что движет вещами, путь
его загадочен и непостижим. …Тот, кто в делах следует Дао, …очищающий
свой дух, вступает в союз с силой Дэ.