Марк Туллий Цицерон
(лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января
106 до н. э., Арпинум - 7 декабря 43 до н. э., Формиа) - древнеримский
политик и философ, блестящий оратор. А также учитель и кумир Аврелия
Августина - основателя августинизма. Марк Туллий Цицерон опубликовал
более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в
значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов
по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому
искусству поколения юристов. Также сохранились более 800 писем Цицерона,
содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о
римском обществе конца периода республики. Его философские трактаты, не
содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без
искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков,
академиков и эпикурейцев. Работы Цицерона оказали сильное влияние на
религиозных мыслителей, в частности, Св. Августина, представителей
возрождения и гуманизма (Петрарку, Эразма Роттердамского, Боккаччо),
французских просветителей (Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье) и многих
других. Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления
«сенатской республики», основанной на «заветах предков». Свои основные
труды он назвал «О республике» (De republica; чаще переводится «О
государстве») и «О законах»; оба произведения написаны в форме диалогов.
«Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей,
собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей,
связанных между собою согласием в вопросах права и общностью
интересов». Главные достоинства определения понятия «государство»,
являются: 1. Народ - это особая общность людей; 2. Народ рассматривается
как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными
представлениями о праве и общими интересами; 3. Право рассматривается
как основа объединения народа, «достоянием» которого является
государство.
Цицерон пишет о смешанном государственном устройстве как о наиболее
стабильном и прочном, т.к. монархия, аристократия и демократия легко
трансформируются в свои противоположности. Прочность государства также
зависит и от незыблемости законов. «Закон есть решение, отличающее
справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим
началом всего сущего - природой, с которой сообразуются человеческие
законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие
честных». Справедливость Цицерон определял как отсутствие
несправедливости.