Платон
(428 или 427 до н. э., Афины - 348 или 347 до н. э.,
там же) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Настоящее имя - Аристокл. Платон - прозвище, означающее «широкий,
широкоплечий». Философия Платона почти вся пронизана этическими
проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы как: природа
высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни
общества. Нравственное мировоззрение Платона развивалось от «наивного
эвдемонизма» (Протагор) к идее абсолютной морали (диалог «Горгий»). В
диалогах «Горгий», «Теэтет», «Федон», «Республика» этика Платона
получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, очищения от
мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской
жизни. Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком
(несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к
уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым («Теэтет»); в
том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе,
на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным
(«Федон»). Платону характерна и примиряющая эвдемоничекая позиция,
которая излагается в диалогах «Филеб» и «Законы». Во всех произведениях
Платона подразумевается существование эроса, стремление к идеалу в
высшей красоте и вечной полноте бытия. Сущность человека усматривал в
его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (а
значит и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое
(общее) отличие от животного. А на видовом (частном) уровне человек
отличается от животного своими внешними особенностями. На основе этих
отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности
человека: "Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями,
восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях". Разумеется у
Платона нет абсолютного противопоставления животных и человека. В силу
того, что душа человека бессмертна, а тело тленно, человек -
дуалистичен. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм - тело тянет
человека в животный мир, а душа - в божественный.
Существует также версия по которой Диоген Синопский, на определение
Платона «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», общипал
курицу и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На
что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими
ногтями».