Пятница, 17.05.2024, 00:30
Приветствую Вас Гость | RSS
МЫСЛИТЕЛЬ
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи друзей портала [2]
Ваши размышления растянулись на целую заметку или даже рассказ? Написали что-то интересное и не терпится поделиться своими мыслями? Размещайте в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ, и они появятся в этой категории!!!
Статьи классиков [13]
В этом разделе приведены статьи и рассказы прославленных классиков - от Аристотеля до наших современников.
Классические цитаты [18]
В этом разделе вы найдете знаменитые высказывания на все случаи жизни от знаменитых мыслителей.
Идеи и мысли друзей портала [0]
Здесь размещены мысли и идеи пользователей портала, которыми они поделились в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ. Присоединяйтесь и ВЫ!!!

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 33
Показано материалов: 21-30
Страницы: « 1 2 3 4 »


Фридрих Вильгельм Ницше


Ницше



(нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15 октября 1844 - 25 августа 1900) - немецкий философ, композитор, культуролог, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров. Философия Ницше не организована в систему. «Волю к системе» Ницше считал недобросовестной. [2] Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наследуя мысль Шопенгауэра, Ницше противопоставляет свою философию классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все «очевидности» разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка - не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.
Ницше | Просмотров: 3211 | Добавил: Айсберг | Дата: 17.11.2012 | Комментарии (1)

Эпикур


Эпикур



 (342/341 до н. э., Самос - 271/270 до н. э., Афины) - древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах ("Сад Эпикура"), в котором развил Аристиппову этику наслаждений в сочетании с Демокритовым учением об атомах. От 300 произведений, которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты. Источниками знания об этом философе являются также работы Диогена Лаэртского (Лаэрция) и Лукреция Кара.
Эпикур | Просмотров: 1820 | Добавил: Айсберг | Дата: 17.11.2012 | Комментарии (0)

Демокрит Абдерский


Демокрит



 (Абдеры, ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики. В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим. Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» - неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей - «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Платона). Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».
Демокрит | Просмотров: 4139 | Добавил: Айсберг | Дата: 17.11.2012 | Комментарии (0)


Марк Твен


Марк Твен



Американский писатель. Родился 30 ноября 1835 года в поселке Флорида (штат Миссури). Детство провел в городке Ханнибал на Миссисипи. Был учеником наборщика, позднее вместе с братом издавал газету в Ханнибале, затем в Мескатине и Кеокуке (штат Айова). В 1857 году стал учеником лоцмана, воплотив свою детскую мечту "познать реку", в апреле 1859 года получил права лоцмана. В 1861 году переехал к брату в Неваду, почти год был старателем на серебряных приисках. Написав несколько юморесок для газеты "Территориал энтерпрайз" в Вирджиния-Сити, в августе 1862 года получил приглашение стать ее сотрудником. Для псевдонима взял выражение лотовых на Миссисипи, выкликавших "Мерка 2", что означало достаточную глубину для безопасного плавания.

В мае 1864 года Твен уехал в Сан-Франциско, два года работал в калифорнийских газетах, в т.ч. корреспондентом калифорнийской "Юнион" на Гавайских островах. На гребне успеха своих очерков выступал с юмористическими лекциями о Гавайях во время трехмесячного турне по городам Америки. От газеты "Альта Калифорния" участвовал в средиземноморском круизе на пароходе "Квакер-Сити", собрал материал для книги "Простаки за границей" ("The Innocents Abroad"), подружился с Ч. Лэнгдоном из Элмайра (штат Нью-Йорк) и 2 февраля 1870 года женился на его сестре Оливии. В 1871 году Твен переехал в Хартфорд (штат Коннектикут), где прожил 20 лет, самые счастливые свои годы. В 1884 году он основал издательскую фирму, номинально возглавленную Ч. Л. Вебстером, мужем его племянницы. Среди первых публикаций фирмы - "Приключения Гекльберри Финна" ("Huckleberry Finn", 1884) Твена и ставшие бестселлером "Воспоминания" ("Memoirs", 1885) восемнадцатого президента США У. С. Гранта. Во время экономического кризиса 1893-1894 годов издательство разорилось.

В целях экономии и возможности заработков в 1891 году Твен с семьей переехал в Европу. За четыре года долги были выплачены, материальное положение семьи выровнялось, в 1900 году они вернулись на родину. Здесь в 1904 году скончалась его жена, а накануне Рождества 1909 года в Реддинге (штат Коннектикут) от приступа эпилепсии умерла дочь Джин (еще в 1896 году от менингита умерла любимая дочь Сьюзи). Умер Марк Твен в Реддинге 21 апреля 1910 года.

Твен гордился общественным признанием, особенно ценил присуждение ему ученой степени доктора литературы Оксфордского университета (1907), но познал и горечь жизни. Его последнее, наиболее едкое обличение "проклятого человеческого рода" - "Письма с Земли" ("Letters From the Earth"), не публиковавшиеся дочерью Кларой до 1962 года.

Марк Твен пришел в литературу поздно. В 27 лет стал профессиональным журналистом, в 34 года опубликовал свою первую книгу. Ранние публикации (он начал печататься в 17 лет) интересны в основном как свидетельство хорошего знания грубоватого юмора американской глубинки. С самого начала его газетные публикации несли черты художественного очерка. Он быстро уставал от репортажа, если материал не располагал к юмору. Превращение из одаренного любителя в настоящего профессионала произошло после поездки на Гавайи в 1866 году. Важную роль сыграло чтение лекций. Он экспериментировал, искал новые, более разнообразные формы выражения, рассчитывал паузы, добиваясь точного соответствия замысла и результата. Тщательная шлифовка устного слова осталась и в его творчестве. Путешествие на "Квакер-Сити" продолжило "гавайскую школу". В "Простаках за границей" (1869), книге, сделавшей его известным в Америке, определилcя крайне простой лейтмотив творчества Твена - путешествие в пространстве. Обоснованный в "Простаках" самим маршрутом поездки, он сохранится также в книгах "Закаленные" ("Roughing It", 1872, в рус. переводе - "Налегке", 1959), "Пешком по Европе" ("A Tramp Abroad", 1880) и "По экватору" ("Following the Equator", 1896). Самым впечатляющим образом он использован в "Гекльберри Финне".

Подступ к художественной прозе был постепенным, осторожным. Первый роман "Позолоченный век" ("The Gilded Age", 1874), написан в соавторстве с Ч. Д. Уорнером. Действие романа, задуманного как современная социальная сатира, спотыкается о плохо вписывающиеся куски стандартных викторианских сюжетов. Несмотря на художественное несовершенство, роман дал название периоду президентства Гранта. Тогда же встреча с другом детства напомнила Марку Твену об их детских приключениях в Ханнибале. После двух-трех неудачных попыток, в их числе повествование в форме дневника, он нашел нужный подход и за 1874-1875 годы, с перерывами, написал роман "Приключения Тома Сойера" ("The Adventures of Tom Sawyer", 1876), создавший ему репутацию мастера характеров и интриги и замечательного юмориста. Том, по словам Твена, "воплощение мальчишества". Фон повести - автобиографический, Санкт-Петербург - это Ханнибал. Однако персонажи отнюдь не плоские копии, но полнокровные характеры, рожденные воображением мастера, вспоминающего свою юность.

С января по июль 1875 года в "Атлантик мансли" публиковались "Старые времена на Миссисипи" ("Old Times on the Mississipi"), в 1883 году они вошли в книгу "Жизнь на Миссисипи" ("Life on the Mississipi", главы IV-XVII). Почти сразу по окончании "Тома Сойера" был задуман "Гекльберри Финн". В 1876 году он был начат, несколько раз откладывался и наконец опубликован в 1884 году. В "Гекльберри Финне", высшей творческой удаче Твена, повествование ведется от первого лица, устами двенадцатилетнего мальчика. Впервые разговорный язык американской глубинки, прежде употребимый только в фарсе и сатире на нравы простонародья, стал средством художественного изображения вертикали довоенного южного общества - от аристократии до "дна".

Среди книг, предшествовавших "Геку", - "Принц и нищий" ("The Prince and the Pauper", 1881), первая попытка создать историческое повествование. Ограниченный эпохой, местом и историческими обстоятельствами, автор не ушел в сторону и не сбился на бурлеск, и книга до сих пор завораживает юных читателей.

Напротив, в "Янки при дворе короля Артура" ("A Connecticut Yankee at King Arthur's Court", 1889) Марк Твен дал волю своему темпераменту сатирика. Его самая серьезная историческая проза, "Личные воспоминания о Жанне д'Арк" ("Personal Recollections of Joan of Arc", 1896), потерпела неудачу. Твен еще попытался возродить мир своих шедевров в "Простофиле Вильсоне" ("Pudd'nhead Wilson", 1894), "Томе Сойере за границей" ("Tom Sawyer Abroad", 1894) и "Томе Сойере-сыщике" ("Tom Sawyer, Detective", 1896), но вновь потерпел неудачу.

Из рассказов, опубликованных в последние годы жизни, наиболее примечателен "Человек, который совратил Гедлиберг" ("The Man that Corrupted Hadleyburg", 1898), а также острые, обличительные памфлеты. Трактат "Что такое человек?" ("What Is Man", 1906) - экскурс в философию. Произведения последних лет в основном не закончены. Крупные фрагменты автобиографии (он диктовал ее в 1906-1908 годах) так и не были объединены в единое целое. Последнее сатирическое произведение - повесть "Таинственный незнакомец" ("The Mysterious Stranger") - опубликовано посмертно в 1916 году по незавершенной рукописи. Фрагменты автобиографии напечатаны в 1925 году и позднее.

 
Марк Твен | Просмотров: 3477 | Добавил: Айсберг | Дата: 17.11.2012 | Комментарии (0)

Лао-Цзы


Лао-Цзы



 (Старый Младенец, Мудрый Старец), древнекитайский философ VI-V веков до н. э., один из основателей течения даосизма, автор трактата «Дао Дэ Цзин» («Канон Пути и благодати», другое название «Три телеги» - написанный на бамбуке занимал три телеги). Центральной идеей философии Лао Цзы была идея двух первоначал - Дао и Дэ. Слово «Дао» или «Тао» на китайском языке буквально означает «путь»; но в этой философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое содержание. «Дао» означает не только путь, но и суть вещей и тотального бытия вселенной. Само понятие «дао» можно толковать и материалистически: дао - это природа, объективный мир. Одним из сложнейших в китайской традиции выступает понятие Дэ. С одной стороны, Дэ - есть то, что питает Дао, делает его возможным (вариант из противоположности: Дао питает Дэ, Дао - безгранично, Дэ - определено). Это некая универсальная сила, принцип, с помощью которого Дао-путь вещей может состояться. Это также метод, с помощью которого можно практиковать и соответствовать Дао. Дэ - принцип, способ бытия. Это и возможность правильного накопления жизненной энергии, ци. Дэ - искусство правильно распорядиться жизненной энергией, правильное поведение. Но Дэ - не мораль в узком понимании. Дэ выходит за рамки здравого смысла, побуждая человека высвобождать жизненную силу из пут повседневности. К понятию Дэ близко даосское учение об У-вэй, недеянии. Непостижимое Дэ - это то, что наполняет форму вещей, но происходит оно из Дао. Дао - это то, что движет вещами, путь его загадочен и непостижим. …Тот, кто в делах следует Дао, …очищающий свой дух, вступает в союз с силой Дэ.
Лао-Цзы | Просмотров: 1975 | Добавил: Айсберг | Дата: 17.11.2012 | Комментарии (0)

Конфуций


Конфуций



 (Кун-Цзы, реже Кун Фу-Цзы, латинизировано как Confucius; ок. 551 до н. э., Цюйфу - 479 до н. э.) - китайский мыслитель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя - Кун Цю, но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы - «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной. Возможно, что деятельность его отличалась гораздо более скромными размерами, чем её описывают конфуцианцы последующих веков. До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX в., лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это, естественно, привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и даже её включению в религиозный пантеон. Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун) - лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, что не желаешь себе».
Конфуций | Просмотров: 14086 | Добавил: Айсберг | Дата: 17.11.2012 | Комментарии (0)

 
    Пифагор Самосский


Пифагор


(лат. Pythagoras; 570-490 гг. до н. э.) - древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого посвящённого во все таинства греков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом». Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются сочинения философа-неоплатоника Ямвлиха (242-306 гг.) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234-305 гг.) «Жизнь Пифагора»; Диогена Лаэртского (200-250 гг.) кн. 8, «Пифагор». Эти авторы опирались на сочинения более ранних авторов, из которых следует отметить ученика Аристотеля Аристоксена (370-300 гг. до н. э.) родом из Тарента, где сильны были позиции пифагорейцев. Таким образом, самые ранние известные источники писали о Пифагоре 200 лет спустя после его смерти. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных. Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-оккультный образ жизни, проповедуемый Пифагором. Доподлинно неизвестны заслуги Пифагора в первой части, так как ему позднее приписывали всё, созданное последователями в рамках школы пифагореизма. Вторая часть превалирует в учении Пифагора, и именно она осталась в сознании большинства античных авторов. В честь Пифагора назван кратер на Луне.
Пифагор | Просмотров: 2419 | Добавил: Айсберг | Дата: 17.11.2012 | Комментарии (0)

 

Марк Туллий Цицерон


Цицерон


 (лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января 106 до н. э., Арпинум - 7 декабря 43 до н. э., Формиа) - древнеримский политик и философ, блестящий оратор. А также учитель и кумир Аврелия Августина - основателя августинизма. Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству поколения юристов. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики. Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев. Работы Цицерона оказали сильное влияние на религиозных мыслителей, в частности, Св. Августина, представителей возрождения и гуманизма (Петрарку, Эразма Роттердамского, Боккаччо), французских просветителей (Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье) и многих других. Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики», основанной на «заветах предков». Свои основные труды он назвал «О республике» (De republica; чаще переводится «О государстве») и «О законах»; оба произведения написаны в форме диалогов. «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Главные достоинства определения понятия «государство», являются: 1. Народ - это особая общность людей; 2. Народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами; 3. Право рассматривается как основа объединения народа, «достоянием» которого является государство. Цицерон пишет о смешанном государственном устройстве как о наиболее стабильном и прочном, т.к. монархия, аристократия и демократия легко трансформируются в свои противоположности. Прочность государства также зависит и от незыблемости законов. «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего - природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных». Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости.
Цицерон | Просмотров: 5650 | Добавил: Айсберг | Дата: 17.11.2012 | Комментарии (0)

 

Аристотель


Аристотель



 Древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского. В 335 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития - социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
Аристотель | Просмотров: 3623 | Добавил: Айсберг | Дата: 17.11.2012 | Комментарии (0)

 

Платон


Платон



 (428 или 427 до н. э., Афины - 348 или 347 до н. э., там же) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя - Аристокл. Платон - прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы как: природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Нравственное мировоззрение Платона развивалось от «наивного эвдемонизма» (Протагор) к идее абсолютной морали (диалог «Горгий»). В диалогах «Горгий», «Теэтет», «Федон», «Республика» этика Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, очищения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым («Теэтет»); в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным («Федон»). Платону характерна и примиряющая эвдемоничекая позиция, которая излагается в диалогах «Филеб» и «Законы». Во всех произведениях Платона подразумевается существование эроса, стремление к идеалу в высшей красоте и вечной полноте бытия. Сущность человека усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (а значит и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое (общее) отличие от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека: "Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях". Разумеется у Платона нет абсолютного противопоставления животных и человека. В силу того, что душа человека бессмертна, а тело тленно, человек - дуалистичен. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм - тело тянет человека в животный мир, а душа - в божественный. Существует также версия по которой Диоген Синопский, на определение Платона «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», общипал курицу и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
Платон | Просмотров: 3216 | Добавил: Айсберг | Дата: 17.11.2012 | Комментарии (0)

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz